25.04.2024|Четверг
Меню сайта
Рекламный блок
ЗДЕСЬ МОГЛА БЫ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА!
ПОДРОБНОСТИ У
АДМИНИСТРАЦИИ.
Главная » Статьи » Космонавтика и ракетостроение

Освоение луны
  

Вступление.
Что бы не отвлекаться позднее на всякие примечания и сноски, которые так нервируют многих читателей давайте вспомним, что мы ещё не успели забыть из тех знаний, что были получены ранее из школьных учебников, научно-популярных журналов и прочей познавательной литературы о спутнице Земли - такой близкой и такой далёкой.

Выражаясь сухим научным языком Луна представляет собой шарообразное тело диаметром около 3500 км. В более точных цифрах её размеры выглядят следующим образом:
- Экваториальный радиус 1738,14 км - что составляет 0,273 земного,
- Средний радиус 1737,10 км - 0,273 земного,
- Полярный радиус 1735,97 км - 0,273 земного.
Таким образом эллипсоидность спутника Земли - 0,00125.
Масса Луны составляет 7,3476 на 10 в 22 степени кг (в 81,3 раз меньше массы Земли), площадь поверхности - 3,793 на 107 км2 (0,074 земной), средняя плотность - 3,35 г/см3. Ускорение свободного падения на поверхности составляет 1,63 м/с2.

Луна меньше Земли по диаметру в 4 раза, а по массе - в 81 раз. По своим размерам она занимает почётное пятое место среди естественных спутников Солнечной системы, интересно, что и Земля среди планет по величине занимает такое же место.

Луна - самый яркий объект на небе после Солнца, несмотря на то, что не излучает этот свет сама, а лишь отражает солнечные лучи. При этом полная Луна отражает только 7 % падающего на неё солнечного света.
Внутреннее строение спутницы Земли описывает геология Луны - селенология, получившее название от слова Селена - древнегреческого наименования ночного светила. По сейсмическим данным, переданным на Землю приборами космических экспедиций "Аполлон" и результатам других исследований толщина лунной коры в среднем составляет 68 км, изменяясь от 0 км под лунным морем Кризисов до 107 км в северной части кратера Королёва на обратной стороне. Под корой находится верхняя мантия толщиной около 400 км, затем средняя мантия - около 600 км. Глубже 1100 км расположена нижняя мантия, и, наконец, на рубеже около 1500 км находится малое ядро из сернистого железа (радиусом приблизительно 340 км и массой, составляющей 2 % массы Луны).

Вызывает особый интерес то, что центр масс Луны располагается примерно в 2 км от геометрического центра по направлению к Земле, а кора на этой стороне более тонкая. Кроме того, когда измерения скорости спутников "Лунар Орбитер" позволили создать гравитационную карту Луны, были обнаружены уникальные лунные объекты - массы вещества повышенной плотности, получившие название масконы (от англ. mass concentration).

Чрезвычайно низкое содержание железа в лунном ядре привело к тому, что спутник Земли имеет очень слабое магнитное поле, не превышающее одной десятитысячной доли земного магнитного поля. В результате тяготение Луны не смогло удержать её атмосферу, если она когда-то была. Содержание газов у поверхности в ночное время не превышает 200000 частиц/см3 и увеличивается днём на два порядка за счёт дегазации грунта. Такая концентрация газов равноценна глубокому вакууму, поэтому днём её поверхность накаляется до +120 RC, но ночью или даже в тени она остывает до −160 RC, а лунное небо всегда чёрное, даже днём.

Наблюдаемая в телескопы светлые участки лунной поверхности называются континентами и представляют собой гористую местность, которая сформировалась около 4,6 млрд. лет назад. Тёмные лунные моря представляют собой обширные, залитые застывшей базальтовой лавой низины. В средние века данные образования считали обычными морями и океанами, позднее, когда была обнаружена ошибочность этого мнения, менять "неправильное" название не стали. Лунные моря занимают приблизительно 16 % всей площади спутника и около 40 % её видимой с Земли поверхности. При этом возраст этих равнин меньше, чем у возвышенностей, и составляет около 3,2 - 3,9 миллиардов лет. Помимо континентов и морей лунная география - селенография - различает и классифицирует такие детали рельефа, как купола, хребты, рилли - от немецкого Rille (борозда, жёлоб) - узкие извилистые долины.

Поверхность Луны покрыта так называемым реголитом - смесью тонкой пыли и скалистых обломков, полученных из столкновений метеоров с лунной поверхностью. Толщина этого слоя колеблется от нескольких сантиметров до десятков метров. По оценкам, основанным на скорости распада изотопа вольфрама-182 в образцах лунного грунта, в 2005 году учёные-металлурги из Великобритании и Германии определили возраст пород в 4 млрд. 527 млн. лет (плюс-минус 30 млн. лет).

Помимо необычного внутреннего строения, большой интерес учёных вызывает и динамика движения Луны относительно Солнца и Земли. Она вращается вокруг Земли по орбите, большая полуось которой равна 383 398 км (эксцентриситет 0,055). При этом среднее расстояние между центрами Земли и Луны составляет 384 467 км. Плоскость лунной орбиты наклонена к плоскости эклиптики под углом 5 град. 9 мин. Период обращения, получивший наименование звездный или сидерический, равен 27,32166 суток (что составляет 27 суток 7 часов и 43 минуты).

При движении Луны по орбите вокруг Земли, их расположение относительно Солнца постоянно изменяется, и мы можем наблюдать цикл лунных фаз. Этот период получил название синодический, он равен 29,5 дней (точнее 29 суток 12 часов 44 минут). То, что длительность синодического месяца больше, чем сидерического, объясняется характером движениея Земли вокруг Солнца. В то время, когда Луна относительно звёзд совершает полный оборот вокруг Земли, та, в свою очередь, уже успевает пройти 1/13 часть своей орбиты, и чтобы вновь оказалась между Землёй и Солнцем, Луне требуется дополнительно около двух суток.

Удивительно, но факт, что время полного оборота Луны вокруг своей оси равно сидерическому периоду, таким образом она всегда обращена к Земле одной и той же стороной, то есть вращение Луны вокруг Земли и вокруг собственной оси синхронизировано.


   

Города на Луне
В основу фильма легла история создания реального города на Луне, над проектом которого почти десятилетие работали в КБ общего машиностроения. Тогда были спроектированы и рассчитаны средства доставки, жизнеобеспечения, транспорта и энергетики будущего лунного города.
Желание проникнуть во все тайны ближайшего соседа Земли не случайно. Одна из теорий гласит, что Луна - это не естественный, а "рукотворный" спутник Земли. Ни одна планета не оказывает большего влияния на нашу жизнь - начиная с перемещения огромных масс воды во время приливов и отливов и заканчивая влиянием на психику каждого конкретного человека. Почему лунатики, или, как называют медики, сомнамбулы, могут в лунную ночь без проблем пройти по карнизу небоскрёба? Почему в полнолуние многие опытные хирурги не берутся проводить операции на мозге? На чём основаны многочисленные легенды о вампирах и оборотнях, с древних времён связанные с жизнью ночного светила? Зачем американцам после высадки астронавтов на луне потребовалась фальсификация съёмок этой высадки? И с кем придётся общаться жителям лунного города, если он всё же будет построен? На эти вопросы в фильме ответят ведущие учёные, конструкторы, медики и религиозные деятели.

Оригинальное название: Секретные истории. Тайны лунного города
Год выхода: 2007
Жанр: Документальный
Режиссер: Александр Милославов
Выпущено: PEH TB
Продолжительность: 00:43:03(каждой серии)









Итак,надеюсь фильмы были интересны и познавательны для вас,а вот что говорят по этому поводу в СМИ:



Грядет "великое переселение" человека на Луну

Промышленное освоение Луны Россией.

В январе 2006 года Николай Севастьянов, глава Ракетно-космической корпорации «Энергия», официально объявил, что главной целью российской космической программы будет добыча на Луне гелия-З. «Постоянную станцию на Луне мы планируем создать уже к 2015 году, а с 2020 года может начаться промышленная добыча на спутнике Земли редкого изотопа — гелия-3». Важную роль в создании лунной базы, по мнению господина Севастьянова, будет играть МКС, которая к 2009 г. должна "разрастись" до 12 отсеков и превратиться в международный космопорт. Экипаж станции к тому времени будет состоять из 6 человек, которым и предстоит монтировать на орбите конструкции будущей базы. Доставлять космонавтов и грузы на орбиту будет новый многоразовый корабль "Клипер", чей ввод в эксплуатацию намечен на 2015 г., а помогать ему в строительстве Лунной базы начнёт межорбитальный буксир «Паром». Промышленное освоение Луны даст людям доступ к новому топливу.

Пилотируемый "Клипер" и разработанный в "Энергии" межорбитальный буксир "Паром" образуют единый многоразовый транспортно-грузовой космический комплекс, который будет обслуживать промышленное освоение Луны. Благодаря новой транспортной системе Россия сможет также оказывать коммерческие услуги по доставке в космос различных, в том числе и крупногабаритных грузов.

По мнению ученых, человечество должно двигаться за пределы Земли для поиска новых экологически чистых источников энергии. По прогнозу ученых, запасов нефти, газа, урана на Земле хватит до середины следующего века, поэтому уже сейчас надо искать альтернативные источники энергии. Ими вполне может стать изотоп гелия-3 для термоядерной энергетики, который в изобилии есть на Луне. По оценкам специалистов, на спутнике содержится не менее 1 млн. т гелия-3, что может полностью обеспечить земную энергетику на срок более 1000 лет. Промышленное освоение Луны необходимо для вывода человечества к запасам уникального энергоносителя гелий-3, которого нет на земле, считает глава РКК "Энергия" Николай Севастьянов.  Гелий-3 - это экологически чистое топливо и высокоэффективный энергоноситель. Но, к сожалению, его нет на земле, а на Луне есть его немалые запасы. Практическая пилотируемая космонавтика поможет создать базу на Луне, дающую дорогу разработке новых энергетических месторождений. Это даст реальный эффект для человечества и именно это оправдывает все затраты - прошлые и будущие", - считает Севастьянов.


Гелий-3 — это редкий изотоп, стоимостью около миллиона долларов за килограмм, а на Луне его — миллионы тонн (по минимальным оценкам — 500 тысяч тонн), в то время как на Земле его запасы оцениваются в 500—1000 килограмм. Гелий-3 нужен в ядерной энергетике — для запуска термоядерной реакции. При его использовании не возникает радиации, поэтому проблема захоронения ядерных отходов, так остро стоящая перед миром, отпадает сама собой. Гелий-3 на Луну в течение миллиардов лет приносит солнечный ветер. Ученые узнали о его существовании на Луне, проводя анализы грунта, доставленного со спутника Земли советскими автоматическими станциями и американскими астронавтами.

Гелий-3 на Луну в течение миллиардов лет приносит солнечный ветер. Ученые узнали о его существовании на Луне, проводя анализы грунта, доставленного со спутника Земли советскими автоматическими станциями и американскими астронавтами. 

Учёные считают, что гелий-3 можно будет применять в термоядерных реакторах. Чтобы обеспечивать энергией всё население Земли в течение года, по подсчётам учёных российского Института геохимии и аналитической химии им. Вернадского, необходимо приблизительно 30 тонн гелия-3. Именно это количество, соответствующее двум-трем рейсам космических челноков - шаттлов, грузоподъемностью в 10 тонн и завораживает своей доступностью. Однако сначала надо перекопать около миллиарда тонн лунного грунта - не такое уж большое количество по меркам горной промышленности: например, угля за год в мире добывают два миллиарда тонн (в России - около 300 миллионов тонн). Стоимость доставки гелия-3 на Землю будет в десятки раз меньше, чем у вырабатываемой сейчас электроэнергии на атомных электростанциях.

Луна на тысячи лет обеспечит человечество энергией. В этом уверен академик Российской академии наук (РАН), член бюро Совета по космосу РАН Эрик Галимов.

Доставка гелия-3 с Луны "может стать реальностью уже через 30-40 лет, но для этого работы надо начинать уже сейчас". По его словам, на разработку проекта "потребуется всего 25-30 млн долларов".

Извлекать гелий-3 из недр Луны российский ученый предлагает с помощью своеобразных "лунных бульдозеров", которые после нагрева грунта будут сгребать изотоп с поверхности.

"Лунные проекты - самые экономически выгодные и дешевые, России они по силам", - подчеркнул Галимов.
Экономический потенциал гелия-3 привлек внимание и американских ученых, они утверждают, что гелий-3 - это будущее американской энергетики. В нем содержится вся энергия, которая может понадобится США в следующем тысячелетии.


Вниманию посетителей сайта предлагаются выдержки из статьи С.Д.Гришина, Л.В.Лескова, в которых выполнен краткий анализ проектных исследований освоения Луны на момент начала 90-х годов.                                                     

Основные цели, которые ставятся в этих проектных исследованиях, состоят в следующем: ослабление зависимости программ индустриального освоения космоса от использования ресурсов одной только Земли и снижение антропогенного давления на окружающую среду, обусловленного развитием промышленности. Оценивая в свете этих задач два последние направления индустриализации Луны, ориентированные на доставку с ее поверхности сырья или материалов, можно выразить сомнение, что эти направления способствуют достижению указанных целей.

На Луне отсутствуют рудные месторождения, не обнаружены также в свободном виде вода и кислород. Это приведет к значительному удорожанию  промышленной разработки лунных ресурсов. Еще более высокой окажется стоимость сырья и материалов, доставляемых с Луны на Землю, если учесть энергоемкость транспортных операций — порядка 5x107 Дж/кг при использовании перспективных транспортных космических систем. Для сравнения укажем, что энергоемкость добычи минеральных полезных ископаемых на Земле составляет в среднем 107 Дж/кг. Не следует, наконец, забывать, что площадь поверхности Луны составляет всего около 7% площади Земли. В силу указанных причин представляется маловероятным, чтобы в обозримой перспективе лунная индустрия смогла бы давать сколько-нибудь заметный вклад в работу земной промышленности.

Рассмотрим поэтому более подробно вопросы, связанные со строительством на Луне индустриального комплекса, который предназначен для поставки материалов для сооружения систем орбитальной энергопромышленной инфраструктуры.

Изучение этой проблемы выявило принципиальную возможность получения из лунного реголита железа, алюминия, кремния и, возможно, титана, хрома, марганца. В качестве побочного продукта возможно получение кислорода и воды. Из лунного грунта можно также получать стекло, керамику и некоторые другие материалы. Для пород с содержанием железа 0,2% по массе возможно его выделение методом магнитной сепарации; тот же метод пригоден для добычи кобальта и никеля. Для производства кремния и алюминия пригодны процессы химической технологии. Многие из этих процессов обладают достаточно высокой энергоемкостью. Например, получение железа ферросиликатным методом требует затрат энергии около 1,5 x 107 Дж/кг. Удельные затраты энергии реакций по восстановлению большинства других металлов того же порядка.

Добычу горных пород на Луне наиболее целесообразно осуществлять открытым способом в горнодобывающих карьерах. Для вскрышных работ и выемки породы можно использовать экскаваторы, а доставка породы будет осуществляться с помощью транспортеров различного типа. Производительность карьеров определяется их назначением. Если задача состоит в том, чтобы доставлять в космос около 6 x 105 т обогащенной руды в год (такого количества достаточно для сооружения одной космической электростанции), то суммарная производительность горных карьеров должна быть порядка 3 x 106 т в год.

Если предварительная переработка сырья осуществляется на Луне, то на ней целесообразно создать комбинаты по комплексной переработке лунных горных пород и производству железа, кремния, алюминия, магния, кислорода и других продуктов. Путем обжига из лунных реголитов можно получать стекло и керамику. В качестве сырья пригодны породы, залегающие на лунных возвышенностях и состоящие главным образом из окислов кальция, кремния и алюминия. Изготовленные из этого стекла волокна пригодны для производства композиционных материалов.

Для производства из лунных пород металлов, а также в качестве побочного продукта газообразного кислорода перспективна технология комплексной электрохимической переработки сырья. Необходимую для этого электроэнергию можно получить с помощью солнечных энергоустановок. Для производства из лунного сырья стеклообразных материалов (керамика, термостойкое прозрачное стекло и т. п.) пригодны плавильные печи с концентраторами солнечного излучения.

Созданию лунного промышленного комплекса должна предшествовать геологическая разведка Луны. Наряду с непосредственными геологоразведочными работами на поверхности спутника нашей планеты целесообразно организовать комплексное исследование Луны с селеноцентрической орбиты. Помимо фотосъемки поверхности будут использованы рентгеновские, гравиметрические, спектральные, магнитные, сейсмические и другие методы. Возможно, в частности, обнаружение на Луне свободной воды в виде значительных запасов льда, например, в зоне лунных кратеров.

Основные преимущества лунной транспортной космической системы состоят в том, что для Луны скорость освобождения в 5 раз меньше, чем для Земли,— 2,36 и 11,2км/с соответственно. Кроме того, на Луне нет атмосферы. Поэтому энергоемкость доставки грузов с поверхности Луны в космос примерно на порядок ниже.

Значительное снижение транспортных расходов делает выгодными варианты создания околоземной энергопроизводственной инфраструктуры на основе материальных ресурсов, доставляемых с Луны. Для доставки грузов с поверхности Луны на селеноцентрические орбиты можно использовать электромагнитный ускоритель массы. По оценкам этой работы, электромагнитный ускоритель, обеспечивающий разгон полезных нагрузок массой около 20 кг при ускорениях 100g будет иметь длину 2,9 км и массу 3500 т. Расходуемая за один цикл
энергия в зависимости от эффективности ускорителя составит 108 – 109 Дж.


Электромагнитный ускоритель массы.

Если масса лунного вещества, доставляемого на селеноцентрические орбиты, будет достигать 6 x 105 т в год, то чтобы обеспечить такой грузопоток, электромагнитные ускорители должны будут производить 3 x 107 циклов в год, иными словами, один запуск каждую секунду. Для обеспечения этих ускорителей энергией потребуется разместить на поверхности Луны панели солнечных батарей общей площадью около 10 км2. В качестве альтернативы возможно использование космических электростанций, передающих энергию непосредственно к лунным транспортным установкам. 

Отсутствие на Луне атмосферы позволяет свести к минимуму дисперсию полезных нагрузок, запускаемых с ее поверхности с помощью электромагнитного ускорителя. При поддержании масс полезных нагрузок постоянными в пределах сотых долей процента и соблюдении некоторых других требований поперечное сечение базы — накопителя полезных нагрузок на селеноцентрической орбите может не превышать нескольких метров.

Учитывая результаты приведенных выше оценок, предложены проекты переброски вещества с поверхности Луны с помощью «многоковшового» гусеничного электромагнитного ускорителя. Для приема лунных материалов, например, в точке либрации можно разместить приемное устройство. Чтобы компенсировать количество движения, передаваемое приемному устройству потоком лунной породы, на его борту размещается электроядерная двигательная установка мощностью 25 МВт.


Приемное устройство предполагается снабдить сетчатой конусообразной ловушкой диаметром 100 м и длиной
150 м. Поперечные размеры ловушки достаточны, чтобы компенсировать  неточность прицеливания полезных  нагрузок, запускаемых с поверхности Луны электромагнитным ускорителем. Полная масса приемного   устройства, рассчитанного на прием 105 т лунной породы, составит около 6000т. Чтобы исключить разрушение   ловушки , при ее бомбардировке образцами лунной породы, ее стенки целесообразно защитить слоем реголита толщиной около 20 см. Чтобы обеспечить равномерность загрузки ловушки, ей необходимо придать постоянное вращение с ускорением на максимальном радиусе.

Для обеспечения нормального функционирования лунной транспортной системы целесообразно создать вблизи Луны постоянно действующие орбитальные комплексы.



Рис.1   Либрационные спутники Луны: стрелки — геоцентрические скорости (схема).

Эти комплексы можно использовать в качестве центров связи и управления всеми работами на Луне и полетами транспортных кораблей. Наиболее удобно разместить эти орбитальные комплексы в коллинеарных точках либрации L1 и L2 .

Из решения задачи трех тел (Земля, Луна, искусственный спутник) следует, что спутники, помещенные в точки либрации L1 и L2 , будут вращаться вокруг Земли по круговым орбитам с той же угловой скоростью, как и Луна. Эти тела, очевидно, будут спутниками не только Земли, но и Луны. Их орбиты относительно Луны показаны на рис.  в виде двух окружностей с общим центром в Луне. Поскольку Луна всегда обращена к Земле одной стороной, либрационные спутники неподвижны относительно лунной поверхности. Задача о либрационных спутниках впервые была рассмотрена Лагранжем.

Для удержания спутников в точках либрации можно использовать, например, электрические ракетные двигатели. Чтобы спутник в точке либрации 1/2, которая находится за Луной, был виден с Земли, целесообразно вывести его не в саму точку L2, а на круговую орбиту вокруг этой точки (гало-орбита).

В качестве альтернативного решения транспортировки грузов с поверхности Луны в некоторых проектах рассмотрена орбитальная башня Циолковского — Арцутанова. Этот способ основан на размещении на поверхности Луны башни, вершина которой выходит на уровень синхронной орбиты, например, в точке либрации 1<2. Транспортировка полезных нагрузок с поверхности планеты с помощью такой башни состоит в том, что их перемещают вдоль башни с помощью лифта. На высоте синхронной орбиты полезной нагрузке достаточно сообщить незначительную скорость отделения.

Поскольку лунный лифт намного легче земного, его можно построить из материалов, существующих уже в настоящее время. Пригодны, например, графито-эпоксидный или боро-алюминиевый композиционные материалы; характеристики второго хуже, но зато для его производства можно использовать лунные породы. Масса закрепленного спутника (космического лифта), изготовленного из графито-эпоксидного композиционного материала, составит около 5 x105 т.

Поскольку закрепленный спутник, уравновешенный относительно одной из точек либрации, находится в  устойчивом состоянии, с поверхностью Луны его достаточно связать тросом. Полная масса троса будет примерно в 30 раз меньше массы самого спутника.

Затраты электроэнергии на вывод полезной нагрузки на синхронную орбиту составят 2,7 x 106 Дж/кг. По сравнению с рассмотренной выше транспортной системой на основе электромагнитного ускорителя и космической ловушки, эта схема обладает теми преимуществами, что обеспечивает транспортировку грузов с более высоким К.П.Д. и позволяет упростить их прием в точке либрации. По оценкам Пирсона  стоимость производства электроэнергии на Луне составит 23 долл/МДж (в ценах 1980 г.).

Рассмотрим вопросы экономической эффективности лунного энергопромышленного комплекса. Если удельная стоимость доставки грузов с Земли на Луну 3 x 103 долл/кг, а стоимость содержания обслуживающего персонала на ее поверхности 3 x 104 долл/(чел. сутки), то стоимость сооружения на Луне горного карьера производительностью 3 млн. т руды в год составит 4—5 миллиардов долларов. Цены приведены в соответствии с курсом 1980 г. С учетом обогащения лунных пород удельная стоимость концентрата достигнет 300 долл/т, т. е. будет в несколько раз больше, чем на Земле.

Согласно переработку лунного концентрата экономически более выгодно производить в открытом космосе.



Космический комбинат в состоянии производить конструкционные металлы и композиционные материалы, кремний и кислород. Космический комбинат, способный перерабатывать до 300 тысяч т концентрата и производить около 20 тысяч т материалов в год, будет потреблять 0,5 ГВт электроэнергии. Собственная масса комбината 1500 т. 'Стоимость этого комбината в ценах 1980 г. около 100 миллиардов долларов. Его продукция на 90% обеспечит потребности в материалах при строительстве космической электростанции. Такой
способ сооружения объектов орбитального энергопромышленного комплекса иногда называют способом «ботиночной шнуровки»: первая космическая электростанция создается за счет земных ресурсов, а затем с ее помощью сооружают все остальные, используя главным образом материалы внеземного происхождения.

В табл. 6.6 показана примерная возможная продолжительность различных этапов индустриального освоения Луны, рассмотренных в настоящем пункте. Даже с учетом того, что работа по некоторым из этих этапов будет выполняться параллельно, ясно, что весь процесс создания лунного индустриального комплекса займет длительный промежуток времени — вероятно, не меньше 50— 70 лет. Сумма общих расходов на программу индустриализации Луны достигнет за это время сотен миллиардов долларов.

Несмотря на эти трудности, преимущества создания развернутой, околоземной энергопромышленной инфраструктуры с опорой на использование лунных материалов сохраняются. Можно поэтому думать, что процесс создания этой инфраструктуры будет проходить в два этапа.

На первом этапе будут использоваться почти исключительно материалы, доставляемые с Земли, и будет создан орбитальный энергопромышленный комплекс ограниченной мощности. Следующему этапу будет предшествовать индустриальное освоение Луны, на базе которого можно будет перейти к созданию вокруг Земли развернутой энергопромышленной инфраструктуры.


По материалам-
http://sakramento3.narod.ru/
http://www.autosnabyar.ru/

http://zhurnal.lib.ru/
Категория: Космонавтика и ракетостроение | Добавил: Vol4eG (15.11.2009)
Просмотров: 7594 | Рейтинг: 4.3/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz